Новости законодательства в сфере антимонопольного регулирования Узбекистан – Июнь 2024
Совершенствование антимонопольного регулирования на товарном и финансовом рынках.
Кабинет Министров Республики Узбекистан 1 мая 2024 года принял постановление «Об утверждении нормативных правовых актов по антимонопольному регулированию на товарном и финансовом рынках» № 256 (далее - «Постановление 256»).
Постановление вступает в силу 3 августа 2024 года. Ниже приведен обзор значимых нововведений, изложенных в Постановлении 256.
Общие положения
Постановление 256 утверждает порядок:
- Выявления и признания доминирующего положения или превосходной переговорной силы хозяйствующего субъекта либо группы лиц на товарном или финансовом рынке;
- Признания доминирующего положения и превосходной переговорной силы оператора цифровой платформы, а также выявления действий, приводящих к ограничению конкуренции и (или) ущемлению прав и законных интересов потребителей, других хозяйствующих субъектов;
- Признания хозяйствующего субъекта в качестве субъекта естественной монополии;
- Выявления антиконкурентных соглашений и скоординированных действий;
- Получения предварительного согласия для осуществления экономической концентрации;
- Определения монопольно высоких и монопольно низких цен услуг на финансовом рынке;
- Принудительного разделения или выделения хозяйствующих субъектов.
Признание доминирующего положения на товарном или финансовом рынке
Новая версия положения «о порядке выявления и признания доминирующего положения или превосходной переговорной силы хозяйствующего субъекта либо группы лиц на товарном или финансовом рынке» (Приложение №1 к Постановлению 256) вводит дополнительное полномочие Комитета по развитию конкуренции и защите прав потребителей («Комитет»), позволяющее руководителю Комитета признать отмену («Признание отмены») доминирующего положения или превосходной переговорной силы хозяйствующего субъекта или группы лиц на товарном или финансовом рынке.
Приказ о Признании отмены может быть принят в следующих случаях:
- изменения положения хозяйствующего субъекта и группы лиц до степени, при которой может быть Признана отмена доминирующего положения или превосходной переговорной силы;
- полного прекращения производства и реализации вида товара (оказываемой услуги) хозяйствующим субъектом, признанным имеющим доминирующее положение или превосходную переговорную силу;
- применения в отношении хозяйствующего субъекта процедуры ликвидационного производства.
Признание доминирующего положения оператора цифровой платформы
Положение «о порядке признания доминирующего положения и превосходной переговорной силы оператора цифровой платформы, а также выявления действий, приводящих к ограничению конкуренции и (или) ущемлению прав и законных интересов потребителей, других хозяйствующих субъектов» («Положение о признании доминирующего положения оператора цифровой платформы») (Приложение №2 к Постановлению 256) вводит новые термины, среди которых цифровое пространство, оператор цифровой платформы, цифровые продукты, ценовой алгоритм, сетевой эффект и другие термины.
При этом в Положении о признании доминирующего положения оператора цифровой платформы упоминаются следующие формы цифровых платформ[1]:
- маркетплейсы (электронные торговые площадки);
- агрегаторы (посредники);
- онлайн карты;
- платформы краудфандинга (коллективного финансирования);
- платформы обмена криптоактивами;
- другие формы цифровых платформ.
Доминирующее положение оператора цифровой платформы признается при соблюдении одного из следующих условий, а также наличии прямого и косвенного сетевого эффекта[2]:
- если размер выручки оператора цифровой платформы за последний календарный год в пределах границ цифрового пространства составляет стократную базовую расчетную величину (34 млн сум или 2 700 долларов США[3]) или выше;
- если общее среднее количество активных конечных пользователей цифровой платформы ежемесячно составляет не менее пятидесяти тысяч или среднее количество активных пользователей-предпринимателей - не менее трех тысяч ежемесячно.
Более того Комитет при признании доминирующего положения оператора цифровой платформы посредством анализа может определять границы цифрового пространства, а также наличие возможности использования оператором цифровой платформы персональных и других данных пользователей, влияющих или способных повлиять на конкурентную среду.
Также нововведением являются следующие условия, при которых оператор цифровой платформы признается имеющим превосходную переговорную силу:
- отсутствие другого оператора цифровой платформы, предоставляющего пользователям аналогичные услуги;
- наличие другого оператора цифровой платформы, предоставляющего пользователям аналогичные услуги, но получение услуг которого затруднительно;
- ограничение возможности одновременного использования разных цифровых платформ;
- наличие возможности одностороннего влияния услуг оператора цифровой платформы на такие условия, как цены, качество, объем и территория.
Положением о признании доминирующего положения оператора цифровой платформы введен запрет на следующие действия оператора цифровой платформы:
- не разрешать конечным пользователям простое удаление ранее установленных приложений или изменение стандартных настроек операционных систем, виртуальных помощников или веб-браузеров, отсылающих на товары и услуги цифровой платформы, и не предоставлять экраны выбора для основных услуг;
- ограничивать конечным пользователям возможность установки приложений или магазинов приложений третьей стороны, пользующейся цифровой платформой или работающей с ними;
- ограничивать конечным пользователям возможность простой отмены подписки на основные услуги цифровой платформы.
Признание хозяйствующего субъекта в качестве субъекта естественной монополии
Новое положение «о порядке признания хозяйствующего субъекта в качестве субъекта естественной монополии» (Приложение №3 к Постановлению 256) причисляет к субъекту естественной монополии хозяйствующий субъект, который производит и (или) реализует товары в условиях естественной монополии[4], а также имеет отраслевую инфраструктуру на территории Республики Узбекистан («Узбекистан») или ее части, в том числе субъект осуществляющий деятельность в следующих сферах:
- транспортировка нефти, нефтепродуктов по трубопроводу;
- транспортировка и распределение газа по трубопроводу;
- транспортировка и распределение электрической и тепловой энергии;
- услуги железнодорожной инфраструктуры общего пользования;
- услуги водоснабжения по трубопроводам и канализации;
- услуги аэронавигации и аэропортов.
Согласно новому порядку, Комитет анализирует (i) сведения о производстве (реализации) товаров в условиях естественной монополии, полученные от органов исполнительной власти и других источников, (ii) заполненную хозяйствующим субъектом «анкету субъекта естественной монополии», содержащую сведения об объемах производимых товаров.
Перечень субъектов естественной монополии публикуется на официальном веб-сайте Комитета по итогам каждого квартала.
Новый порядок предусматривает аннулирование статуса хозяйствующего субъекта в качестве субъекта естественной монополии в случаях:
- ликвидации хозяйствующего субъекта;
- прекращения производства (реализации) хозяйствующим субъектом товаров в условиях естественной монополии.
Выявление антиконкурентных соглашений и скоординированных действий
Положение «о порядке выявления антиконкурентных соглашений и скоординированных действий» («Положение о выявлении антиконкурентных соглашений») (Приложение №4 к Постановлению 256) содержит расширенное определение понятия скоординированных действий.
Положение о выявлении антиконкурентных соглашений дает новое определение антиконкурентным соглашениям, согласно которому это договоренности двух или более сторон на товарном или финансовом рынке заключенные в письменной форме(один или нескольких документов), а также в устной форме, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции или нанесению ущерба правам и законным интересам потребителей.
При этом также нововведением является введение дополнительных признаков наличия скоординированных действий и антиконкурентных соглашений между хозяйствующими субъектами, среди которых:
- одновременное или последовательное повышение (снижение) цен при отсутствии индивидуальных экономических причин, общих внешних факторов для повышения или снижения цен, в том числе ограничение приобретения товара новыми покупателями на основе действующих цен (тарифов);
- одновременное или последовательное установление единых цен при различных размерах затрат на производство или приобретение либо реализацию аналогичного товара.
Положение о выявлении антиконкурентных соглашений предусматривает право Комитета потребовать от хозяйствующего субъекта доказать, что подозрительное повышение цены (при негативном влиянии на конкурентную среду на рынке и (или) резком синхронном росте цен на товары (работы/услуги) одной и той же отрасли) не является результатом антиконкурентных соглашений и указать обоснованные индивидуальные экономические причины для повышения цен.
Новое Положение о выявлении антиконкурентных соглашений содержит более подробный перечень того, что относится к прямым доказательствам и косвенным доказательствам антиконкурентных соглашений, скоординированных действий и координации экономической деятельности. Так, прямыми доказательствами могут быть договоры (соглашения), заключенные между участниками соглашения, предусматривающие совершение соглашений или планирование их совершения, телефонные разговоры участников соглашения, переписка в социальных сетях, показания и свидетельства участников соглашения, в том числе хозяйствующих субъектов, получивших предложение об участии в соглашении, но отказавшихся присоединиться к нему.
В то время как косвенными доказательствами могут быть обмен информацией в устной или электронной форме, публичное объявление цен при отсутствии необходимости публикации, осуществление единообразных и синхронных действий, параллельное или последовательное установление единых цен при различных размерах затрат на производство или приобретение либо реализацию товара, встречи лиц, рассматриваемых в качестве участников антиконкурентных соглашений и скоординированных действий, в том числе визиты в одно и то же место, участие одних и тех же хозяйствующих субъектов в различных торгах и (или) наличие схемы последовательности (очередности) по участию в торгах и предложению цен и другие признаки.
Получение предварительного согласия для осуществления экономической концентрации
Положение «о порядке получения предварительного согласия для осуществления экономической концентрации» («Положение о получении согласия для экономической концентрации») (Приложение №5 к Постановлению 256) определяет случаи государственного контроля за экономической концентрацией, среди которых:
- реорганизация хозяйствующего субъекта путем присоединения или слияния;
- приобретение физическим лицом или группой лиц права распоряжаться более чем 25% голосующих акций акционерного общества, зарегистрированного в Республике Узбекистан;
- получение физическим лицом или группой лиц права распоряжаться более чем третью долей в уставном фонде (уставном капитале) общества с ограниченной ответственностью или общества с дополнительной ответственностью.
Помимо вышеупомянутого, предварительное согласие Комитета на экономическую концентрацию необходимо получить при наличии одного из следующих условий:
- балансовая стоимость активов одного из хозяйствующих субъектов или выручка от реализации товаров за последний календарный год более чем в двести пятьдесят тысяч раз (85 млрд сум или 6 756 756 долларов США[5]) превышают сумму базовой расчетной величины;
- общая балансовая стоимость активов участников сделок или общая выручка, полученная от реализации товаров за последний календарный год, более чем в пятьсот тысяч раз (170 млрд сум или 13 513 513 долларов США[6]) превышает сумму базовой расчетной величины.
Положением о получении согласия для экономической концентрации также детализирован порядок получения одобрения на экономическую концентрацию:
(а) для получения предварительного согласия Комитета лицо или группа лиц должны обратиться в Комитет с заявлением через Центр государственных услуг;
(б) размер сбора составляет 0,05 % от размера поступлений, но не менее 7 (2 380 000 сум или 189 долларов США[7]) и не более 1 000 (340 млн сум или 27 027 долларов США[8]) базовых расчетных величин.
Определение монопольно высоких и низких цен услуг на финансовом рынке
Положение «о порядке определения монопольно высоких и монопольно низких цен услуг на финансовом рынке» (Приложение №6 к Постановлению 256) аналогично ранее действовавшему положению «о порядке определения монопольно высоких и монопольно низких цен услуг на финансовом рынке» (Приложение №2 к Постановлению Кабинета Министров №230 от 20 августа 2013 года) и не содержит значимых изменений.
Принудительное разделение или выделение хозяйствующих субъектов
Положение «о порядке принудительного разделения или выделения хозяйствующих субъектов» (Приложение №7 к Постановлению 256) аналогично ранее действовавшему положению «о порядке рассмотрения вопросов принудительного разделения или выделения хозяйствующих субъектов» (Приложение №4 к Постановлению Кабинета Министров №230 от 20 августа 2013 года) и не содержит в себе существенных изменений и/или дополнений.
В связи с принятием Постановления 256 следующие нормативно-правовые акты утрачивают силу:
- Постановление Кабинета Министров № 230 от 20 августа 2013 г. «О мерах по совершенствованию антимонопольного регулирования на товарных и финансовых рынках»;
- Постановление Кабинета Министров № 249 от 30 марта 2018 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию антимонопольного регулирования на товарных рынках».
Контакты:
|
|
Зафар Вахидов Партнер, Vakhidov & Partners Узбекистан / Казахстан |
|
|
Шохрух Алимжанулы Юрист, Vakhidov & Partners Узбекистан / Казахстан |
[1] Согласно ст.4 Закона «О конкуренции» № ЗРУ-850 от 03.07.2023 г., «цифровая платформа - информационная система, обеспечивающая платное или бесплатное использование цифровых продуктов через всемирную информационную сеть Интернет»;
[2] Согласно п.2 Положения о признании доминирующего положения оператора цифровой платформы «сетевой эффект - это явление, при котором за счет изменения количества одной группы пользователей цифровой платформы изменяется ценность товара для другой группы пользователей, в результате чего оператор цифровой платформы получает возможность сохранить или увеличить экономические преимущества и свою долю на рынке за счет сбора и обработки пользовательских данных»;
[3] Согласно обменному курсу Центрального банка Узбекистана на 26 июня 2024 г.
[4] Согласно ст.4 Закона «О конкуренции» № ЗРУ-850 от 03.07.2023 г. «естественная монополия - состояние товарного рынка, на котором в силу технологических особенностей невозможно или экономически нецелесообразно создание конкурентных условий удовлетворения спроса на определенный вид товаров.»
[5] Согласно обменному курсу Центрального банка Узбекистана на 26 июня 2024 г.
[6] Согласно обменному курсу Центрального банка Узбекистана на 26 июня 2024 г.
[7] Согласно обменному курсу Центрального банка Узбекистана на 26 июня 2024 г.
[8] Согласно обменному курсу Центрального банка Узбекистана на 26 июня 2024 г.

